Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Артемьева Ю.А.

В современной педагогической науке становление субъектной позиции учащихся имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического развития общества. Государству требуются высоко образованные люди, способные принимать решения, прогнозировать последствия, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребенка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал.

В процессе предпрофильного психолого-педагогического сопровождения был проведен анализ анкетирования учащихся 9-х классов, который показал низкий уровень сформированности субъектной позиции старшеклассников. С целью развития субъектной позиции воспитанников была разработана модель формирования субъектной позиции учащихся. 

Модель представлена в форме треугольника и вписанного в него круга. Жёсткая фигура треугольника характеризует устойчивость человека в жизни, четкость убеждений. Его стороны - соотношение понятий: «личность», «индивидуальность», «субъектность», поскольку каждый человек при формировании своей жизненной позиции одновременно выступает как индивидуальность, как личность и как субъект (рисунок 1).

Субъектность характеризуется, как способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии.

Личность характеризует социальное лицо, портрет человека.

Индивидуальность - личный, свойственный данному индивидууму характер, отличающийся от всех других.

Углы треугольника - краеугольные камни - те целевые установки личности, которые обеспечат её уверенность, самостоятельность, конкурентоспособность и счастье в жизни.

p 

Рисунок 1. модель формирования субъектной позиции учащихся

Каждый уровень представляет сферу проявления субъектной позиции школьника

  1. Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией.
  2. Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру.
  3. Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия.
  4. Субъектная позиция четвертого уровня характеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и  самоопределение личности.
  5. Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы собственного будущего, разрешать свои проблемы, нести ответственность за свои поступки.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что мы исследуем именно субъекта, а не индивида, индивидуальность. 

Высокий уровень субъектной позиции отмечается, если:

- активность мотивирована учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы;

- инициатива  проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог, характеризующийся, выразительностью, точностью и правильностью речи;

- выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления;

- учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и  самооценку;

- старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее,  решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и  действия.

Средний уровень, если:

- активность периодически стимулируется учителем, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы;

- наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника, редко нарушаются нормы литературного языка;

- определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью;

 -  выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения  в оценивании себя;

- прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем  и недостаточная ответственность за свои поступки.

Низкий уровень, если:

- активность  не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы;

- инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге, часто допускаются нарушения  норм литературного языка, речь отличается  бедностью лексикона;

- отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять;

- актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки;

- наблюдается неготовность  прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и  брать ответственность на себя.

Апробация работы с моделью субъектной позиции показала ее эффективность, поскольку модель ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни,  самостоятельный выбор, основанный на   самопознании и  свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.

Модель позволяет:

  • чётко представить, какими показателями характеризуются проявления субъектности, и какими критериями измеряются эти показатели.
  • определить методы педагогического воздействия и распределить поле влияния с таким расчетом, чтобы максимально использовать содержательный и технологический компонент.
  • показать ученику цель, к которой необходимо стремиться и мотивировать специальную субъектную деятельность для достижения этой цели.

На экспериментальных  курсах было проведено исследование влияния содержания и технологии, что позволило прийти к выводам:

  1. Сочетание содержания и формы эффективно при условии, когда педагог на каждом занятии обеспечивает применение теоретических знаний на практике.
  2. Эффективными формами организации занятий являются: деловая и ролевая игра, ситуация-проба, речевая ситуация, студия, дискуссия, дистанционное обучение.
  3. Содержание элективных курсов привлекает учащихся если:

- они видят возможность применения полученных знаний в повседневной жизни  и учебной деятельности (в школе, вузе);

- ощущают продукт своей деятельности;

- чувствуют позитивные изменения в своем облике;

-  им предоставляется возможность исследовать свою жизнь и жизнь окружающих.

Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 16.06.2008 г.


Библиографическая ссылка

Артемьева Ю.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8. – С. 121-123;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10504 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674