Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Сикорская Г.П.
Модернизация  школьного  и   вузовского образования в контексте глобальных проблем и системного цивилизационного кризиса предпола­гает привнести достаточно глубокие концепту­альные изменения в цели и содержание образова­ния. К наиболее существенным мы относим такие как:
  • переход от знаниевого целевого приори­тета к достижению социальной антропокосмической компетентности субъектов образовательного процесса;
  • усиление фундаментальности образова­ния за счет интеграции естественных, гуманитар­ных, технических знаний и умений, позволяющих прогнозировать будущее;
  • примат развития нравственных, а не по­требительских ценностей на основе универсальной этики, признающей ценность жизни в любом ее проявлении, включая живой Космос.

Такие концептуальные установки требуют достаточно инновационных исследований в об­ласти педагогики и психологии, направленных на проектирование педагогических систем и созда­ние новых моделей образования.

Нам представляется, что наиболее адек­ватно отражают такие концептуальные образова­тельные установки педагогические модели, по­строенные на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский опере­дивший не только свое, но и наше время, оста­вивший нам в наследие более 600 фундаменталь­ных научных работ, принявший участие в откры­тии более 20 научных учреждений, внесший ис­торический клад в развитие науки от атома до Космоса, пока недостаточно оценен для образо­вания.

К сожалению, в школе и вузе его наследие представлено поверхностно и почти не влияет на формирование мировоззрения, не воспитывает в учащихся «сыновнего чувства Космоса», что уже не адекватно отражает социоприродную динами­ку и цивилизационные демарши. Наши исследо­вания знания работ В.И. Вернадского студентами естественных специальностей, проведенные в 2007 году в Уральском университете не дали утешительных результатов. Оказалось, что 75% студентов 4 курса (биологи и экологи) знают лишь фрагменты некоторых работ В.И. Вернад­ского и не знакомы с его философскими взгляда­ми. Социологическое исследование в сообществе учителей, проведенное нами в 2006 году показа­ло, что учителя недостаточно знакомы с идеями, концепциями и теориями выдающегося мыслите­ля, способствующими расширению сознания учащихся, развитию у них ноосферного и косми­ческого мышления, ценностных установок и нравственно-этических ориентаций.

Осмысление работ В.И. Вернадского с по­зиций образования для будущего, а также теоре­тические исследования и практика экологическо­го образования, позволили разработать несколько вариантов авторской целостной педагогической системы, направленной на развитие человека грядущей цивилизации, отвечающей «Повестке дня XXI века (Рио-де-Жанейро)», которую мы обозначили как модель ноосферного образования. Некоторые варианты моделей были опубликова­ны в журналах РАЕ и апробированы на конфе­ренциях Российской академии естествознания в 2004-2006 годах.

Под ноосферным образованием, (как це­лостной педагогической системы), мы пони­маем опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осоз­нающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявле­нии.

Понятие «ноосферное образование» связа­но в первую очередь с теорией В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в новое состояние -«ноосферу» (Сферу разума).

Под влиянием угрозы экологической ката­строфы возник новый импульс процесса форми­рования коллективного Разума, благодаря кото­рому человечество осознает себя единым с био­сферой организмом. Жизнь и будущее этого ор­ганизма должны планироваться и управляться так же как наша личная жизнь. Глобальные пробле­мы, которые возникают перед человечеством, могут быть решены только всем комплексом ес­тественных, социальных и гуманитарных наук. Движущей силой, обеспечивающей выбор гене­рального направления и реализацию его, является коллективный Разум.

Разум - это мышление в той форме, кото­рая адекватно и в чистом виде осуществляет и обнаруживает его всеобщую диалектическую природу, имманентный ему творческий характер. Разум - тождественность законов мышления ре­альным формам предметного мира, осваиваемого человеком. Разум есть достояние общественного человека как субъекта всей культуры. Сознание формирует тот коллективный разум, который согласно мнению В. И. Вернадского определяет будущее не только человека, но и всей структуры нашей планеты.

В.И. Вернадский, исследуя биогеохимиче­ские циклы Земли, пришел к выводу о неизбеж­ности перехода биосферы в новую стадию своего развития - ноосферу. Он писал о том, что « ...процессы, подготовлявшиеся много лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перей­дет в ноосферу, то есть в жизни народов, ее насе­ляющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».

Исследуя, во взаимосвязи социальные и природные процессы поступательного развития цивилизации, В.И. Вернадский говорил о «кол­лективном разуме», с созидательными, а не раз­рушительными функциями. Коллективный разум (Человечество) должен взять на себя ответствен­ность за происходящие и возможные события на нашей планете. Он также считал, что научная мысль человека становится главной земной, а может быть и космической силой дальнейшего развития цивилизации.

Новое осмысление взглядов В.И. Вернад­ского на Мироздание, приводит нас к выводу их фундаментальной важности для дальнейшего развития целеполагания образования, связанного с ноосферным и космическим мышлением под­растающего поколения, осознанием ответствен­ности за нынешние и будущие события на Земле и, очевидно, в Космосе. Мир сегодня не стал безопаснее, по сравнению с прошлым.

Разрушающие силы связаны, в основном, с потребительским характером современного общества. Ноосферная же цивилизация выдвигает на первый план не материальный, а духовно-нравственный компонент развития, что адекватно отразится и на образовании.

По мнению исследователя ноосферогенеза А.Д. Урсула, под «ноосферной цивилизацией следует понимать грядущее состояние общества, когда оно перейдет на коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизирован­ный коллективный разум сможет обеспечить вы­живание человечества, устойчивое безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в полной мере реали­зовать стремление человека к счастью».

Центрация целеполагания в образовании на развитие ноосферного и космического мышле­ния не отторгает его национальные и этнические корни, а расцвечивает его содержание многооб­разными «красками» своеобразия культур, уси­ливая мотивацию на дальнейшее освоение Мира Человека и Мира Природы.

Ноосферное образование мы назвали «опе­режающим» так как оно создает «предвосхи­щающий прообраз» (по М. Хайдеггеру), «челове­ка эпохи ноосферы» (добавлено Н.Н. Моисее­вым). Оно направлено на будущее и опирается на теории, гипотезы, мысли о будущей цивилиза­ции, базис которой еще недостаточно разработан (в отличие от традиционного образования, кото­рое, в основном, транслировало опыт человечест­ва).

Приоритетными векторами содержания ноосферного образования, основанные на учении В.И. Вернадского о биосфере и основных идеях развития ноосферы, считаем следующие:

Первый вектор связан с опорой образова­ния на рационализм эмпирических обобщений. По мнению В.И. Вернадского, эмпирические обобщения являются следствием концентриро­ванного опыта человечества. Такие обобщения являются опорой практической деятельности че­ловека и способны защитить его от возможных ошибок во взаимодействии с природой.

Второй вектор базируется на экологиче­ском сознании и экологическом императиве, эко­логической этике, которые должны стать нормой поведения человека в социоприродной среде и повседневной привычкой жизнедеятельности. Выбор действия человеком в природе при таком условии адекватен состоянию природной среды и уровню его экологической культуры. Образова­тельная деятельность позволяет освоить, прежде всего, способы взаимодействия с окружающим миром. Знания приобретают прикладной харак­тер, становятся средством, а не целью обучения. Целеполагающим же принципом экологического воспитания в ноосферном образовании становит­ся формирование убеждения, в том, что эколо­гическое сознание лишь тогда станет действи­тельно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, включая

Космос, свои возможности разрушения, сози­дания и регуляции этого единства.

Третий вектор основан на космическом мышлении. Он позволяет расширить познавае­мый мир, выйти за пределы биосферы и форми­ровать правила взаимодействия с Космосом. Но это уже будет другой уровень взаимодействия человека с природой. Данное направление разви­вается на основе интеграции науки, философии и искусства, расширяя границы рационального и иррационального мира.

Четвертый вектор связываем с эвдемонической педагогикой, которая развивает стремле­ние человека к счастью через творчество. Счаст­ливый человек живет в гармонии с самим собой, другими людьми и природой. Это дает ему здо­ровье во всех своих проявлениях. Мы полагаем, что педагог, развивающий творческий потенциал обучающихся, испытывает счастье и сам. В ко­нечном итоге высшая цель учителя - создать ус­ловия для самореализации творческой личности, способствовать ее духовно-нравственному вос­хождению, созиданию, а не разрушению окру­жающего мира.

Приведем структурно-содержательную модель ноосферной ориентации, разработанную нами для школы малого города - центра горноза­водского Урала, развивающего традиции ураль­ских мастеровых в рамках музейной педагогики, расширяющей сознание школьников на основе изучения профессионального опыта выпускников школы от металлурга и горняка, до конструктора космических аппаратов, исследователей природы и истории родного края и Земли. Модель состоит из пяти блоков: БЛОК 1 Целеполагание. Миссия школы: «Развитие ноосферного мировоззре­ния на основе традиций Горнозаводского Урала и музейной педагогики.

Развитие ноосферного мировоззрения учащихся в процессе их самореализации связыва­ем с семью «Я»:

«Я - ученик первой в истории города шко­лы» (школе 70 лет).

«Я - полевчанин» (житель города Полевского),

«Я - житель Горнозаводского Урала»,

«Я - потомок уральских мастеровых»,

«Я - сын России»,

«Я - землянин»,

«Я - сын Космоса».

Эти концепции развития ноосферного мышления и самореализации личности сходятся в точке бифуркации «СЕМЬ - Я», что по нашему мнению отражает философию космической се­мьи, объединяя личность с ближней семьей, род­ственниками, сообществом горожан, всеми уральцами, россиянами, жителями Земли и жи­вым Космосом. Такое восхождение от ближнего к дальнему, от знакомого к неизвестному, способ­ствует расширению сознания, временных и про­странственных значений, насыщает жизнь новыми смыслами и мыслеобразами, развивает моти­вацию к дальнейшему познанию и освоению ми­ра, раскрывает потенциальные интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, насыщая жизнь твор­чеством и сотворчеством. Этот процесс также важен для развития чувства любви к малой Роди­не ( г. Полевскому , Уралу), России. Традиции Горнозаводского Урала являются фокусом разво­рачиваемых событий в школе в рамках модели, а центром, объединяющим важнейшие события в школе, становится школьный краеведческий му­зей. Отсюда, значительно повышается роль му­зейной педагогики. Созданный фундамент созда­ет условия для дальнейшего расширения созна­ния обучающихся и осознания себя как части человечества, включенности в общий процесс развития нового мира, устремленного в ноосферу.

Блоки 2-5: управление, содержание вос­питания и обучения, технологический, дости­жение целей. Модель школы ноосферной ориен­тации представляет целостную педагогическую систему. В процессе ее развертывания и реализа­ции формируются ноосферные компетентности, космическое мышление и мировоззрение уча­щихся.


Библиографическая ссылка

Сикорская Г.П. В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 9. – С. 36-39;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11476 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674