Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литвиненко О.С.
Современные тенденции развития профессионального образования связаны с поиском приоритетных направлений подготовки квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к социальной и профессиональной мобильности. Сегодня в системах профессионального образования становится общепринятым компетентностный подход к организации образовательного процесса, при этом часто используется метод моделирования компетенций.

Существует два доминирующих подхода к моделированию компетенций: модели компетенций, сфокусированные либо на способностях выполнять работу (ability-centered models), либо на ее результате (outcome-centered models). Исходя из этого, выделяются модели компетенций двух видов: 1) функциональная (профессиональная) - перечисляет те функции, которые необходимо выполнять сотрудникам для успешного достижения целей профессиональной деятельности; 2) личностная - показывает, какими личными качествами должны обладать сотрудники для успешного достижения целей профессиональной деятельности.

Ориентирами для отбора и описания компетенций профессии, перечень которых определяет успешность профессиональной деятельности, являются понимание современной профессиональной деятельности, мнение работодателей, анализ имеющихся нормативных документов, а также анализ зарубежного опыта оценки компетентности работников и выпускников образовательных учреждений.

Современные выпускники факультетов музыкально-педагогического профиля в основном ориентированы на традиционные виды и формы профессиональной деятельности. Однако в условиях многовариантности и конъюнктурности растет потребность в поиске новых, социально обусловленных направлений профессиональной подготовки специалистов в области музыкального искусства и образования.

Необходимость подготовки выпускника, умеющего решать профессиональные задачи в области музыкального искусства и образования в контексте современной теории менеджмента, способствовала открытию на базе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена нового профиля Государственного образовательного стандарта ВПО направления «Художественное образование» - «050614 - Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании».

Основной целью образовательной программы по профилю «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании» является содействие становлению профессиональной компетентности бакалавров художественного образования в области осуществления управленческой деятельности в изменившихся социально-экономических условиях.

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра художественного образования по профилю «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании», подготовлен к выполнению профессиональных функций в области музыкально-исполнительской и управленческой деятельности в организациях всех форм собственности. Данная подготовка предполагает овладение необходимым комплексом программ, ведущих к успешному освоению следующих видов деятельности: исполнительская, управленческая, организационная, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультативная.

В содержание подготовки бакалавра данного профиля включены следующие направления:

  • основные виды исполнительской деятельности музыканта;
  • основы классического менеджмента и маркетинга;
  • управление персоналом и разработка управленческих решений;
  • технологии межличностного общения и управленческой коммуникации;
  • основы содержания и управления учреждений музыкальной культуры и образования;
  • технологии организации музыкально-просветительской и концертной деятельности.

При этом выпускник, освоивший данную образовательную программу, компетентен в профессиональной деятельности в качестве:

  • организатора и руководителя основным и дополнительным музыкальным образованием;
  • организатора и руководителя культурно-просветительской деятельностью;
  • руководителя музыкальных коллективов различного состава и сольных исполнителей;
  • менеджера-администратора учреждений и отделов музыкальной культуры и образования всех уровней.

Дисциплины профильной подготовки направлены на формирование у студентов системного представления о теоретических и практических основах менеджмента; изучение учреждения как объекта управления и выработку у студентов собственной управленческой концепции, как основы эффективного менеджмента в системе музыкального искусства и образования; усвоение теоретических основ в области организации делопроизводства и финансово-хозяйственной деятельности учреждения искусства и образования, а также на формирование организационной и управленческой культуры; формирование системного представления о теоретических и практических основах маркетинга и возможностях использования маркетинговых технологий в комплексе художественно-исполнительской деятельности.

Существенную роль в подготовке выпускника выполняют различные виды практик, основными задачами которых является:

  • изучение современного состояния, передового и нетрадиционного опыта (новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и вариативные программы) в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования;
  • формирование творческого мышления, исследовательского подхода к профессиональной деятельности;
  • изучение личности ребенка и педагогического коллектива с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
  • изучение структуры и специфики работы учреждений образования, культуры и искусства (изучение документов, определяющих деятельность данных учреждений как юридических лиц; знакомство с педагогическими традициями учреждений; знакомство с работой администрации учреждений);
  • проведение учебно-воспитательных и культурно-просветительских мероприятий;
  • разработка и осуществление совместно с администрацией образовательного учреждения проекта решения выбранной управленческой проблемы.

Таким образом, изучение основ менеджмента и маркетинга в сфере музыкального искусства не только входит составной частью в комплекс программ профессиональной подготовки бакалавров данного профиля, но и формирует у студентов системное представление о теоретических и практических основах маркетинга и возможностях использования маркетинговых технологий в комплексе художественной и музыкально-исполнительской деятельности.


Библиографическая ссылка

Литвиненко О.С. О РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 10. – С. 55-57;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13092 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674