Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и среднего образования определяют, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Данная парадигма вполне соответствует и задачам высшего образования, поэтому несомненна важность формирования преемственности в довузовском и вузовском этапах образования. Одной из проблем, с которой сталкиваются преподаватели вузов, является отсутствие у студентов младших курсов навыков самостоятельной работы с информацией. Обучение в вузе отличается от обучения в средних общеобразовательных учреждениях тем, что большую часть учебного процесса студенты занимаются самообразованием. Умение и навыки самостоятельно работать с поиском и анализом информации, умение находить нужную информацию в короткие сроки повышает эффективность учебного процесса. И, наоборот, отсутствие таких умений и навыков затормаживает обучение, снижая тем самым привлекательность самого процесса и мотивацию к обучению. Следующей проблемой преемственности, связанной с предыдущей, является недостаточное владение большинства первокурсников навыками исследовательской деятельности. Это результат ограниченных знаний в области исследовательской работы, недостаточно сформированных навыков активной познавательной деятельности и умения работы с информацией, в том числе ее анализ. Развивающий характер обучения и воспитания, опора на творческую активность личности является главным критерием согласованности и преемственности образовательных стандартов. Возможными путями быстрой интеграции студентов вузов в образовательный процесс может быть совместная работа в школьно-студенческих научных обществах школьников и студентов под руководством опытных школьных и вузовских преподавателей, проведение совместных конференций. В силу психологических законов социализация наиболее успешна в близких по статусу коллективах. Это позволит выработать у обучающихся навыки самостоятельной работы с информацией и умение применять полученные знания на практике. Предложенную технологию можно считать ориентированной на развитие способностей учащегося быть субъектом образовательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Блудова С.И., Власова Е.М., Шевчук В.В. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) И ВУЗОВСКОГО ЭТАПОВ ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 153-154;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31485 (дата обращения: 21.11.2024).