Выбор темы в настоящей работе определяется тем, что она в настоящее время очень актуальна и находится в центре внимания учёных, педагогов, деятелей культуры. В современных условиях, которые сами по себе быстро меняются, когда усливается социальное неравенство, вопрос о формировании социального опыта учащихся, возрождения русской духовности и культуры приобретает особую остроту. Формирование социального опыта учащихся сельских школ является одновременно важнейшей предпосылкой и составляющей частью социализации. Опыт показывает, что эколого-краеведческая работа может играть в этом отношении важную роль, она может максимально благородно влиять на формирование личности молодого человека.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий и методики подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе.
Процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в вузе. Подготовка будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе.
Материалы и методы исследования
Анализ философской, психолого-педагогической, экологической, научно-методической, специальной (краеведческой) литературы по проблеме исследования; изучение и анализ учебно-методической документации вуза и школы; анализ эколого-краеведческой деятельности студентов, школьников и учителей; изучение и обобщение передового педагогического опыта организации эколого-краеведческой работы; метод экспертных оценок; педагогическое моделирование; методы количественной и качественной оценки результатов исследования; педагогический эксперимент.
Результаты исследования
и их обсуждение
Использование учителем краеведческого материала в ходе урока значительно активизирует деятельность учащихся. Это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и о формах связи учебных занятий с краеведением. Наибольшие трудности возникают у учителя в связи с необходимостью сохранить нужную пропорцию в количественном и качественном отборе краеведческого материала, используемого на уроке в учебных и воспитательных целях. Краеведческие сведения должны быть достаточными, чтобы из них можно было вычленить материал, помогающий усвоению предмета, но не заменять сам предмет [1].
Необходим такой объем сведений, который обеспечивает сознательное и прочное усвоение изучаемого материала. Во всех случаях краеведческий материал следует подбирать так, чтобы он подводил учащихся к обобщениям и связям, требуемым изучаемой темой в данный момент, и помогал усвоению общих представлений и понятий.
В условиях обострения проблем, связанных с охраной окружающей среды, когда они требуют своего решения как в национальном, так и в региональном и мировом уровне, особую актуальность приобретают задачи формирования экологической культуры подрастающего поколения. Среди новых концептуальных задач воспитания современных обучающихся экологической культуре придается особый статус, а экологическое воспитание выделяется как важнейший элемент общего образования. В соответствии с требованиями компонентностного подхода, экологическое образование и воспитание школьников должны быть ориентированы на результат. Эколого-краеведческая работа в школе может служить эффективным средством реализации современных задач формирования экологической компетенции школьников, но при условии соответствующий теоретико-методической подготовки учителя к рассматриваемую направлению педагогической деятельности. Это обуславливает необходимость разработки и внедрения системы подготовки будущих педагогов к эколого-краеведческой работе в школе [1].
Все эти мероприятия потребовали особого внимания к проблеме кадров и повышения их методической подготовки, анализ кадрового состава школьных работников показал, что здесь представлены различные профессии, специальности. К сожалению в настоящее время нет курсов, занятий, которые бы готовили к краеведческой работе, давали специальные знания музееведения, полностью отсутствует система подготовки в такой специфической области, как музейная педагогика. Отсутствие профессиональной подготовки компенсировалось энтузиазмом школьных музейных работников, однако это качество должно подкрепляться профессионализмом.
Краеведческую работу в школах ведут сами учащиеся под руководством учителей. При этом объём, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже с первого класса учащиеся получают элементарные представления о своём крае, его природе и охране природы [2].
В условиях многообразия образовательных и воспитательных систем, моделирования каждой школой своего пути развития обогащение содержания педагогической деятельности становится особенно актуальной задачей. Один из возможных способов её решения – обращение к такому феномену, как школьный музей.
– обоснована необходимость подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе в условиях вуза, раскрыты педагогические основы, ее сущность и содержание;
– проанализировано состояние эколого-краеведческой работы в школе и возможности ее совершенствования;
– разработана и обоснована теоретическая модель подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе;
– теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность разработанной методики подготовки будущих учителей к эколого-краеведческой работе в школе.
Методологической и теоретической основой исследования являются теория познания, диалектическое учение о формировании личности, о единстве и взаимосвязи человека, общества и природы, теория человеческого образования, идей о необходимости вооружения школьников знаниями об обьектах экологического краеведения.
Мы можем говорить о том, что сложилась общность людей, реализующих эти цели и идеи, которая выражается в совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, то есть второй компонент воспитательной системы также присутствует.
Эколого-краеведческая работа в нашей школе стала системообразующим видом деятельности, при его выборе мы руководствовались следующим:
– интересами и потребностями учащихся;
– особенностями педагогического коллектива;
– традициями школы и окружающего коллектива;
– какой тип нашей школы – Основная;
– финансовыми возможностями школы.
Разумеется эколого-краеведческая работа, как системообразующий вид деятельности не исчерпывает собой весь диапазон совместной деятельности учителей, учащихся и родителей.
Существуют и другие виды деятельности, которые способствуют эколого-краеведческой работе как системе образующей упорядочить и интегрировать компоненты воспитательной системы. Таким образом, мы видим наличие третьего и четвертого компонента воспитательной системы в нашей школе.
Пятый компонент воспитательной системы – среда, освоенная школьным коллективом, также определена, так как идет постепенное ознакомление школьников с окружающей средой, идет деятельное освоение среды учащимися, происходит педагогизация окружающего социума, обеспечение участия родителей и общественности в делах и управлении школой, обучение их психолого-педагогической грамоте; школа помогает учащемуся адекватно относится к происходящему [3].
– потребность в совершенствовании владения методикой высокопрофессионального использования эколого-краеведческой работы.
Для решения этих проблем в краеведческой работе необходима программа действия, которую определили администрация школы и педагогический коллектив, исходя из анализа состояния краеведческой работы в школе, а также проведенных исследований: анкетирования учителей и учащихся, опроса родителей, наблюдений.
На рисунке в максимальном выражении показаны сравнительные данные по основным компонентам в контрольной и экспериментальной группах.
Максимальные уровни подготовленности к экскурсионной деятельности по основным компонентам в экспериментальной и контрольной группах.
Подводя итоги исследования, можно констатировать, результаты опытно –педагогической работы подтверждают нашу гипотезу, что если теоретически обосновать и организовать учебный процесс в Вузе, обеспечивающий усвоение знаний, умений и навыков, деловых и личностных качеств, соответствующих модельным характеристика эколога, тогда подготовка в ВУЗе будущих учителей будет соответствовать требованиям, предъявляемым к уровню их профессионального развития как специалистов – экологическое образование.
Выводы
Анализируя все выше сказанное мы попытаемся определить насколько правомерно считать, что в нашей школе существует система управления краеведческой работой.
Можно выделить следующие компоненты воспитательной системы:
– подсистема целей и идей;
– общность людей, реализующих цели и идеи;
– подсистема деятельности, общения, отношений;
– финансово-материальная база;- освоенная школьным коллективом социальная и природная среда.
Сложившаяся система эколого-краеведческой работы будет эффективнее, если сможем осуществить:Улучшить материальную оснащенность школьной библиотеки по вопросам краеведения. Развивать деятельность по следующим направлениям, с учетом интересов участников эколого-краеведческой работы, пока мало используемых в работе: поиск, изучение жизни выдающихся земляков – современников.
Библиографическая ссылка
Турабаева Г.К. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. 2014. № 5-2. С. 166-168;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33947 (дата обращения: 18.05.2025).