Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОЦЕНКА БИОРЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Хованский И.Е. 1 Млынар Е.В. 1, 2
1 Межрегиональная общественная организация «Социально-прогрессивный альянс научно-теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов «Рост регионов»
2 ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»
1. Хованский И.Е., Зеленева Г.К., Крушанова А.С., Коцюк Е.А., Литвинцев А.А., Услонцев А.А., Млынар Е.В. Оценка современного состояния и уровня использования запасов водных биологических ресурсов Хабаровского края // Вопросы рыболовства. 2009. Т. 10. № 3 (39). С. 433-453.
2. Хованский И.Е., Млынар Е.В., Хрисанфов В.Е., Черняк А.Л. Сахалинский осетр Acipenser mikadoi (Hilgendorf, 1892): последнее слово за аквакультурным воспроизводством // Научные чтения «Биология. Экология. Химия. Образование»: сб. науч. трудов по итогам работы 58 науч. конф. преподавателей ДВВГУ.- Хабаровск: Изд-во ДВВГУ, 2013. – С. 85-90.
3. Млынар Е.В. Сахалинский осетр – уверенный взгляд в будущее // Альманах Грань – Хабаровск, 2014. – С.304-305.

В настоящее время во многих научных отраслях в научной сфере существует стойкий дефицит кадров. Это обусловлено многими причинами, основные из которых – невысокая оплата труда и недостаточный практический навык исследовательской работы, полученный в процессе обучения. Значительным фактором успеха научной карьеры студентов, как будущих специалистов, является то, как смогли раскрыть их научный потенциал непосредственные наставники – преподаватели ВУЗа. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) была и остается одной из важнейших форм учебного процесса. Научные кружки и конференции, где студенты могут найти единомышленников и поделиться результатами своих исследований, другие формы предметного поиска и специального общения, позволяют учащемуся получить необходимый опыт и, в дальнейшем, применять его и проводить полноценную научную работу практически в любых смежных отраслях.

Если рассматривать образовательный комплекс в целом, то в процессе обучения исследовательской работой занимаются (или должны и могут заниматься) практически все студенты вузов.

Занимаясь научными исследованиями, студент полностью отвечает за свои результаты, от него зависят сроки и качество выполнения работы. Разнообразные исследования являются основой многих рефератов, курсовых и дипломных работ. При этом у учащегося развиваются такие полезные для будущего исследователя качества, как креативное мышление, настойчивость и ответственность.

Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо более пристальное и повышенное внимание к научной деятельности студентов. Целесообразно задействовать имеющийся студентческий потенциал не только для проработки стандартных тем, но и для решения узкоспециализированных задач, результаты которых могут быть успешно применимы в практической деятельности.

В настоящей работе представлены результаты мониторинговых работ, проведенных в весенне-летний период 2013 года в рамках НИРС студентами Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ), и которые вносят существенный дополнительный вклад в информационную базу по водным биоресурсам Хабаровского края.

Материалы и методы. В качестве модельной исследовательской площадки нами был выбран один из основных водоемов Хабаровского края – река Тумнин (рисунок). Настоящий водоток является основным местом обитания объекта Красной книги России – сахалинского осетра, а также местом нереста ценных лососевых рыб, в частности, симы, занесенной в Красную книгу Хабаровского края [1]. К научно-исследовательской работе были привлечены 3 студента, проживающие в поселках, территориально расположенных в пределах интересуемого водотока. Перед учащимися стояла задача по сбору статистических данных о нелегальном вылове сахалинского осетра и симы и объективной оценке современного состояния их популяций, поскольку даже во премя проведения полноценных научно-исследовательских работ выловить их достаточно трудно [2, 3]. Работы выполнены в весенне-летний период 2013 года с использованием методики выборочного статистического просчета и анализа полученных данных.

hov1.tif

Район проведения исследований студентами ДВГМУ в 2013 году (река Тумнин, Хабаровский край)

Результаты и обсуждение. По визуальным наблюдениям, в летне-осенний период (период нерестовой миграции сахалинского осетра и симы) в пределах каждого из 3-х основных населенных пунктов, расположенных в приустьевой части реки Тумнин, в будние дни ежедневно на рыбалку выходило от 10 до 20 моторных средств, в среднем 15. В выходные дни количество плавсредств увеличивалось в среднем в 1,5 раза. Экипаж каждого плавсредства состоял, как правило, из 2 человек. Это обеспечивало экипаж необходимой мобильностью и упрощало ведение нелегального промысла. Зная, что активная нерестовая миграция симы на реке Тумнин происходит в течение 3-4 недель, для своих оценок мы взяли минимальный интервал промысла – 20 дней. Всего учащимися было опрошено 36 рыбаков. Собранные данные по промысловым усилиям представлены в таблице.

Результаты статистического учета вылова симы в реке Тумнин

Промысловое усилие (улов на 1 рыбака), особей/сутки

Пос. Монгохто

Пос. Датта

Пос. Усть-Орочи

Среднее

5

10

3

6

Зная, что в будние дни на рыбалку в пределах каждого из поселков выходило 15 плавсредств, или 30 человек, ежедневный нелегальный вылов симы в пределах каждого из поселков составлял минимум 180 особей симы. В целом, в прелелах 3 поселков ежедневный вылов симы составлял 180×3= 540 особей. Таким образом, за период нерестовой миграции общий нелегальный вылов симы, по самым минимальным оценкам, составил 540 особей/день×15 будних дней + 540 особей/день×1,5×6 выходных = =12960 особей симы.

Что касается другого ценного объекта – сахалинского осетра, то по собранным сведениям, в 2013 году его вылов наблюдался только в районе поселка Монгохто. При этом за сезон было нелегально добыто 5 особей, 2 из которых были самками.

Заключение

В условиях дефицита специалистов и необходимости сбора достаточно репрезентативного статистического материала, существенным подспорьем может стать привлечение к исследованиям в рамках НИРС студенческого потенциала. Опыт работы студентов на реке Тумнин в 2013 году может быть использован при проведении аналогичных статистических сборов и на других реках региона. Полученные мониторинговые сведения по симе и сахалинскому осетру в значительной мере дополняют имеющиеся материалы по видам, и в частности, свидетельствуют в пользу имеющнгося в научной литературе мнения о необоснованности введения симы в Красную книгу Хабаровского края [1]. Кроме этого, выявленные масштабы нелегального вылова ценных видов ставят определенные вопросы перед контролирующими органами Росприроднадзора и Росрыболовства о необходимости принятия мер по должной охране осетровых и лососевых рыб.


Библиографическая ссылка

Хованский И.Е., Млынар Е.В., Млынар Е.В. ОЦЕНКА БИОРЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 25-27;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34229 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674