В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности – казахстанского народа. В Независимом Казахстане сегодня очень актуальными являются этнополитические, этнокультурные процессы. Они требуют всестороннего политического анализа. Казахстан – социально дифференцированное полиэтническое сообщество, где для субъектов характерно наличие разных интересов и разная степень их культурной и политической активности. Казахстанская модель политического и государственного устройства, сочетает в себе общепризнанные закономерности демократического развития. За 24 года независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма [1].
Целью исследования является изучение понятия, культуры и проблемы межнациональных отношений, способствующих поддержанию общественного согласия и консолидации интересов этносов.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются научные работы ученых, нормативно-правовые документы Республики Казахстан.
Результаты исследования и их обсуждение
Aктивную рaзрaбoтку пoлучили рaзличныe тeoрии мeжнaциoнaльных oтнoшeний. Coглacнo cтрaтификaциoннoй тeoрии мeжду coциaльнoй и нaциoнaльнoй cтруктурaми oбщecтвa имeeтcя чeткaя взaимocвязь. Cooтвeтcтвeннo cущecтвующиe в oбщecтвe рaзличныe cфeры жизнeдeятeльнocти, виды зaнятий, прoфeccии и т.д. приoбрeтaют чeткую этничecкую oкрacку, cтaнoвяcь привилeгиeй тeх или иных нaциoнaльных групп. Этничecкиe группы, нaхoдящиecя нa вeршинe coциaльнoй иeрaрхии выcтупaют здecь кaк дoминирующиe группы или этнocы-дoминaнты, тe жe, ктo нaхoдятcя нa низших coциaльных cтупeнях, прeврaщaютcя в этничecких aутcaйдeрoв.
В различных ассимиляторских теориях основной упор делается как раз на взаимоотношения этносов-доминантов и этносов-аутсайдеров. Удел последних по мысли большинства исследователей данного направления – растворение в составе господствующей нации.
Сторонники концепции этнической солидарности утверждают, что в современном мире основным принципом, объединяющим людей в общественные группы, выступает их этническая принадлежность, а все остальные формы групповой солидарности (классовые, сословные) утрачивают свое значение. Стало быть, межнациональные конфликты являются неизбежным злом, и избежать их можно только посредством создания мононациональных государств. В противовес предыдущим направлениям идея культурного плюрализма, напротив, отстаивает тезис о самоценности и равенстве всех наций. Аргументы сторонников культурного плюрализма основываются на убеждении, что от этнического, языкового, культурного и религиозного разнообразия общество только выигрывает.
Активизация связей и отношений между народами придает актуальность вопросу о культуре межнационального общения. Ее основными принципами необходимо признать толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество. В противном случае неизбежны конфликтные ситуации и межнациональные столкновения и, как следствие, появление беженцев, вынужденных переселенцев, ухудшение социально-экономической, социально-политической и криминогенной ситуации.
Здесь считаем целесообразным более детально изучить толерантность в межнациональных отношениях.
Некоторые исследователи считают, что следует различать понятия толерантности, терпимости и интолерантности.
Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».
Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.
Тогда под этнической интолерантностью подразумевается преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при безусловно позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таком подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции – негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще, вплоть до квалифицирования её как вредного явления.
Часто выделяются следующие типы отношений в системе индивид – группа:
• активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);
• пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтничных групп);
• толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);
• толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);
• интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры) [2].
Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (в том числе эгоцентризм, этноэгоизм) отрицательно влияет на толерантность.
Большинство исследователей сходятся на двух основных значениях понятия «межнациональные отношения». В широком смысле под термином межнациональные отношения понимается взаимодействие народов в различных сферах (политике, культуре и т.п.), а в более узком смысле это межличностные отношения между людьми разных национальностей, которые имеют место в различных сферах общения (семейное, трудовое, дружеское и т.д.).
Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурный плюрализм – это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.
1) Основные тенденции развития наций:
2) Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах, формы:
– самоизоляция в целом;
– протекционизм в экономике;
– национализм в различных формах в политике и культуре;
– религиозный фанатизм, экстремизм.
3) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
– Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
– Транснациональные корпорации (ТНК)
– Международные культурные и народные центры
– Взаимопроникновение религий, культур, ценностей
4) Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, человечество превращается в единую политическую систему между которыми постепенно стираются традиционные границы, межнациональный конфликт[3].
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира).
В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой [4].
Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Проблемы межэтнических отношений представляют собой ту область знаний, которая совпадает в зарубежной и отечественной политологии и социологии. Межэтнические отношения составляют область междисциплинарного изучения. Именно с развитием социологического изучения отношений между народами, этническими общностями появилась настоятельная потребность выделить два уровня их изучения: 1) институциональный- и 2) межгрупповой, межличностный [5].
При институциональном уровне складывающиеся отношения между представителями различных народов происходят на государственной основе и развиваются в рамках взаимодействия федеральных и республиканских органов власти, последние в лице вышестоящих органов – президента, парламента выражают интересы всех жителей республики. Собственно в республиках осуществляются и реализовываются социально-культурные интересы доминирующего большинства национальностей или титульных национальностей. Вместе с тем, и федеральные органы власти в свою очередь тоже призваны выражать интересы доминирующего большинства национальностей в стране.
Отношения институционального уровня рассматриваются в контексте федеральных и республиканских взаимодействий и складываются в рамках макросоциальных процессов, которые существенно сказываются как на межличностных, так и на межгрупповых отношениях.
Сложность изучения больших групп типа этнических общностей состоит в том, что их отношения определяются не только интересами и обстоятельствами нынешнего дня, они имеют и предысторию. Кроме того, в больших группах, как правило, существуют разные социальные группы, политические объединения с перекрещивающимися интересами, которые в свою очередь лежат в разных плоскостях, в разных сферах жизнедеятельности (экономике, культуре, политике и т.д.).
Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах – политике, культуре и т.д., в узком смысле – как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения – трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. Поэтому разные науки и научные направления обращаются к изучению межэтнических отношений со своей точки зрения. Этнологи из всех отношений между этническими группами изучают обычно межкультурные взаимодействия (в центре их внимания – этнокультурные переменные). В поле зрения историков находятся отношения между народами в ретроспективе. В политической социологии исследуется влияние характера межнациональных отношений на политическую обстановку в стране, республиках.
Несмотря на то, что характер межэтнических отношений в каждой отдельной стране специфичен и связан с особенностями развития и взаимодействия конкретных этнических общностей на данной территории, тем не менее, существуют общие закономерности их внутреннего развития.
Помимо факторов глобального и внутреннего характера на уровень межнациональных отношений, безусловно, влияют и внешнеполитические факторы, среди которых можно особо выделить следующие:
– наличие и влияние этнических диаспор за рубежом;
– стабильность или нестабильность соседних и пограничных регионов и стран;
– характер внешних связей и уровень сотрудничества;
– меняющийся внешний имидж государства в регионе и мире [6].
Сегодня новые независимые государства Центральной Азии относятся к государствам переходного типа. Это состояние характеризуется длительной эволюцией всех институтов. Крушение тоталитарной системы не привело автоматически к становлению рыночной экономики и утверждению форм демократии в их полном объеме, осуществлять модернизацию в обществе и государстве приходится на ходу, создавая ее предпосылки – гражданское общество, правовое государство, рыночную экономику с защищенной частной собственностью.
В настоящее время все страны СНГ находятся в поисках форм государственного устройства, адекватных внутренним условиям. В этой связи в 1994 г. Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута идея формирования Евразийского содружества, которое является формой интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве. Был обнародован проект формирования Евразийского Союза, который получил позитивный резонанс среди стран СНГ. Многие политические лидеры отмечают, что найдена цивилизационная формула сочетания национально-государственных интересов с необходимостью интеграции на новой основе.
Выводы и заключение
Таким образом, национальная политика – это совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, которые направлены на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика является целенаправленной деятельностью по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Помимо этого, в настоящее время в Казахстане сформирована уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия как Ассамблея народа Казахстана. Эта организация была создана Указом Президента РК от 1 марта 1995 года консультативно – совещательным органом, потом в 2007 году ей был присужден статус конституционного органа. В данное время этот орган является действенным механизмом по поддержанию баланса различных этнических интересов и укреплению общественного согласия. Это орган, который объединяет все национально-культурные центры, представителей всех этнических меньшинств, населяющих нашу страну.
Таким образом, можно утверждать, что Ассамблея народа Казахстана является главным инструментом национальной политики в республике, которая способствует консолидации интересов этносов, а Республика Казахстан один из успешных образцов применения принципа толерантности в социокультурном измерении, где мирно проживают представители различных этносов, принадлежащих различным религиозным конфессиям.
Библиографическая ссылка
Шоманов Н.Т., Жусупбекова М.К. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-3. – С. 528-531;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34931 (дата обращения: 23.11.2024).