Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Попов А.И.
Глобальные изменения, происходящие на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей ействительности, непрерывно расширяющиеся информационное пространство способствует повышению активности человека в осознании личностно значимых и мировых процессов. Сегодня остро стоит проблема профессиональной адаптации и социализации человека в быстроменяющейся современной действительности.

Интенсификация жизненного и профессионального пространства человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является со­циально значимой. Учебное заведение в современных условиях должно обеспе­чить условия для более адекватного осознания молодым человеком путей сво­его личностного и профессионального развития, способов повышения собст­венной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и раз­вития способности к деятельности в экстремальных условиях.

Олимпиадное движение в высшей школе можно рассматривать как сопро­вождение процесса творческого саморазвития, которое выступает как взаимо­действие члена олимпиадной микрогруппы и руководителя с целью помощи субъекту развития в решении проблем по повышению конкурентоспособности за счет преобразования ориентационного поля его развития, в качестве которо­го выступает чувство социально-интеллектуальной защищенности, компетент­ности, опыт взаимодействия с партнерами по олимпиадной микрогруппе, что позволяет интегрировать познавательные и социальные потребности личности для поиска будущим специалистом смысла профессиональной деятельности и содействует его полноценному личностному и профессиональному развитию через становление творческой компетентности.

В современных условиях олимпиадное движение выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становится проблематичным плодотворное развитие личности и переход от направляемой учебно-познавательной дея­тельности к саморазвивающейся научно - исследовательской.

Специфика сопровождения через систему олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в обра­зовательном процессе посредством усиления позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Конкретный человек с его индивиду­альными особенностями оказывается в центре внимания всех проводимых ме­роприятий, после чего идет поиск путей реализации будущего специалиста в профессиональной среде.

Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, являющаяся сложным интегративным процессом и включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающего­ся, способствующая обучающемуся максимально раскрыть свой творческий по­тенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной актив­ности, и ориентированная на формирование творческой компетентности лично­сти как важнейший ценности. Созданная олимпиадная среда обеспечивает про­странство свободного творческого поиска уникального разрешения профес­сиональных творческих проблем.

Проектирование олимпиадной среды вуза должно сопровождаться:

  • ориентацией студента на рост профессиональных ценностей и убеждений;
  • обеспечение психологической поддержки творческой деятельности;
  • сопровождение индивидуального творческого профессионального развития студента;
  • единство индивидуального и командного творчества в олимпиадном движении.

Определяющими компонентами данной среды будут:

  • социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности членов микрогруппы;
  • внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуальной активности соответствует социальному заказу общества;
  • информационная среда, когда профессионально-ориентированные знания становятся инструментом разрешения профессиональных творческих ситуаций.

Процесс творческого саморазвития в олимпиадной среде следует рассмат­ривать как сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с творче­ской деятельностью личностно-значимых индивидуумов, приобретение навы­ков организации творческой деятельности и собственно процесса творчества. Успешность развития творческой компетентности специалиста будет зависеть, в том числе от сбалансированного сочетания этих трех видов деятельности.

Активизация интегрированной деятельности на основе сотрудничества и конкуренции именно в юношеском возрасте необходима в силу психофизиче­ских и социальных изменений, происходящих в этот период. Раздвигая рамки социального жизненного опыта молодых специалистов, помогая им увидеть творческую сторону производственной деятельности, олимпиадное движение становится средством самопознания, самовыражения и саморазвития.

В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противо­речия между организованностью социального института и перманентной неор­ганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основ­ных подходов к образованию:

  1. Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной лич­ности.
  2. Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально-значимых проблемных ситуаций.
  3. Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.
  4. Предоставление возможности обучающимся вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.
  5. Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.

Олимпиадное движение позволяет удовлетворить потребность «быть лич­ностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует куль­тивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.

Основными этапами развития специалиста инженерного профиля в систе­ме олимпиадного движения является:

  • формирование профессиональной направленности как самостоятельное и мотивированное отношение к выбору профессии;
  • формирование профессионального самоопределения как процесс принятия обоснованного решения о выборе профессии;
  • формирование практической востребованности как интеграция социального заказа и личностной направленности;
  • формирование творческой профессиональной компетентности как совокупность индивидуальных качеств личности;
  • формирование готовности к дальнейшему саморазвитию;
  • становление и воспитание качеств личности, базирующихся на общечеловеческих ценностях.

Развитие креативности в системе олимпиадного движения включает сле­дующие аспекты:

  1. подготовительный, в результате которого у обучающихся формируется установка на творческое саморазвитие с перспективой профессиональной самореализации через актуализацию социальной значимости результатов творчества и личностной значимости процесса творчества;
  2. созидательный, на котором обучающийся включается в совместную деятельность в рамках олимпиадной микрогруппы под руководством лидера - педагога, обеспечивающего необходимые условия для творчества при решении профессионально-ориентированных задач;
  3. результативный, на котором участник олимпиадного движения дает объективную оценку своей работы и планирует дальнейшую деятельность по творческому саморазвитию.

Сопровождение в виде олимпиадного движения имеет несколько уровней:

Первый уровень - Центральная группа управления Всероссийской студен­ческой олимпиады при Федеральном агентстве по образованию - ставятся об­щие цели и определяются направления развития системы олимпиадного движе­ния.

Второй уровень - Центр студенческого олимпиадного движения универси­тета - конкретизируются цели и задачи с учетом специфики вуза.

Третий уровень - Олимпиадная микрогруппа - изучаются потребности студентов, происходит реализация конкретных методик и технологий, рефлек­сия, создается система оценки результатов творческого саморазвития.

Можно выделить следующие принципы организации олимпиадного дви­жения:

  • Мотивационной готовности - позволяет на основе учета текущих потребностей обучающихся развивать ключевые компоненты творческой компетентности.
  • Персонифицированность - учет личных устремлений конкретного участника олимпиадного движения, защита индивидуального профессионального развития.
  • Разноуровневость - позволяет организовать участие обучающихся волимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления в несколько этапов:
  1. Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический. Организуются олимпиады (индивидуальные, коллективные) по гуманитарным и социально-экономическим, естественно-научным, общепрофессиональным дисциплинам.
  2. Задачи - учебные и учебно - профессиональные ставятся преподавателем. Цель этапа - формирование творческого стиля мышления, психологической устой чивости, осознанного выбора профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству.
  3. Эвристический (профессионально - ориентированный). Проводятся конкурсы по направлению (по специальности). Задачи профессионально - ориентированные - ставятся преподавателем. Цель - адаптация к деятельности в условиях реального развивающегося производства.
  4. Креативный. Проводятся конкурсы инновационных проектов по направлению (специальности). Проблемные ситуации ставятся самими участниками. Цель - адаптация к творческой научной деятельности.
  5. Заключительный. Организуются конкурсы выпускных квалификационных работ (обычно заочно). Цель - определение уровня сформированности творческой компетентности специалиста и его конкурентоспособности.

Необходимо отметить, что олимпиадное движение позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки обучающихся. Лидера в олимпи­адном движении определяют с позиции общепризнанных качеств: уверенность в своих возможностях, общительность, способность к самоутверждению, урав­новешенность, объективность. Но основным фактором на наш взгляд является процесс формирования олимпиадной группы вокруг подлинного лидера-преподавателя, который как личность способен оказывать влияние на людей и объединять для достижения какой-либо цели, выражает когнитивные и творче­ские интересы олимпиадной микрогруппы. В тоже время преподаватель должен ского потенциала других, членов микрогруппы. Лидерами микрогруппы могут стать обучающиеся с повышенной мотивацией к достижениями и достаточным потенциалом социальной адаптивности. Развитую ступень лидерских способностей показывает способность к общению в процессе поиска решения творче­ской проблемной ситуации и умение оказывать воздействие на других членов группы с целью более активного вовлечения их в творческую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно - прогностический курс: Учебное пособие. Казань, 2005.
  2. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики: Монография. СПб., 2000.
  3. Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета//Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно - методической конференции. Тамбов, 2005. С.75-80.

Библиографическая ссылка

Попов А.И. СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11. – С. 90-92;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9559 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674